Боевые действия Красной Армии в ВОВ.

Главная страница

№316. О НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГЕРМАНИИ № 660279сс 11 марта 1941 г.

Создано 09 Ноябрь 2007 Автор: Administrator
Документы
Просмотров: 8530
Печать

Изменения в состоянии вооруженных сил Германии рассматриваются за истекший шестимесячный период по состоянию на 1 марта в отношении:

а) общего увеличения армии и военно-воздушных сил;

б) изменений в соотношении между родами войск в сторону увеличения удельного веса подвижных войск и боевой авиации,

в) изменений в группировке. Изменения в качественном улучшении боевой техники рассматриваются за период с мая 1940 г.

1. Увеличение германской армии

Общая численность германской армии к сентябрю мес. 1940 г. составляла около 228 дивизий, в том числе 15-17 танковых и 8 – 10 моторизованных.

По имеющимся данным, за истекший зимний период германское командование дополнительно сформировало 25 пехотных, 5 танковых, 5 моторизованных дивизий. Кроме того, за счет пехотных дивизий сформировано, повидимому, до 5 моторизованных дивизий. Таким образом, общее количество дивизий германской армии на 1 марта 1941 г. составляет около 263 дивизий, из них: 221 пехотная, 22 танковых и 20 моторизованных дивизий.

За указанный период военно-воздушные силы увеличились почти в два раза. Если на 1 октября 1940 г. Германия имела 11.900 самолетов, из них:

Боевых 5.700

Морских 300

Прочих 5.900

Боевые самолеты распределялись:

Бомбардировщики 2.100

пикирующие бомбардировщики 700

разведчики 900

истребители 2.000,

то на 1 марта 1941 г. Германия имела 20.700 самолетов (на 74% больше, чем в октябре), из них:

боевых 10.980 \747\

морских 350

прочих 9.370

Боевые самолеты распределялись:

Бомбардировщики 4.090

пикирующие бомбардировщики 1.850

разведчики 1.220

истребители 3.820

Из приведенных цифр видно, что резкое изменение произошло в пикирующей авиации. В процентном отношении количество пикирующих бомбардировщиков в составе боевой авиации увеличилось с 12% (700 самолетов) в октябре до 17% (1.850 самолетов) в марте.

Численность личного состава ВВС на 1.3.41г. достигла 450 тыс.чел., не считая войск связи, насчитывающих 170 тыс., и войск ПВО – 400 тыс. человек (вместе с личным составом вспомогательных организаций). В течение зимы германские ВВС увеличились, соответственно расширению боевой авиации, на 100 – 120 тыс.человек.

На 1 марта с.г. военно-воздушные силы Германии состояли из 5 воздушных флотов (8 авиационных корпусов) и двух отдельных авиационных корпусов. Последние были сформированы в течение зимы. Один из них находится в Италии, другой – в Румынии и Болгарии.

2. Изменения соотношения между родами войск

В результате анализа всех имеющихся данных, требующих дальнейшего уточнения, количество мотомехсоединений в германской армии увеличилось почти в два раза. Если в октябре 1940 г. армия имела 10 моторизованных и 15-17 танковых дивизий, то в настоящее время количество моторизованных дивизий составляет 20, а танковых – 22.

Известно, что при наступлении на Францию в мае 1940 г. в составе германской армии было 2-3 танковых дивизии, которые в своем составе имели по одному полку тяжелых танков.

За последнее же время поступили сведения о формировании тяжелых танковых дивизий.

Продолжается увеличение парашютных и посадочных дивизий. Если к концу активных операций на западе в составе германских вооруженных сил была одна парашютная и одна авиадесантная дивизия, то в настоящее время имеется три парашютных и три авиадесантных дивизии.

3. Изменения в группировке германской армии

В группировке германской армии изменения произошли в сторону увеличения войск на юге и юго-востоке Европы, что видно из следующей таблицы:
 

На 1 сентября 1940г.

На 1 марта 1941 г.

 

пех. ДИВ.

мото-ризов. ДИВ.

танко-вых ДИВ.

всего

в %% к общему колич. див.

пех. ДИВ.

мото-ризов. ДИВ.

танко-вых ДИВ.

всего

в %% к общему колич. див.

На западе

89

7

6

102

45%

86

1

5

92

35%

На востоке

62

3

7

72

32%

52

5

4

61

23%

На юго-вост.

20

 

2

22

9%

50

4

8

62

24%

Резерв

30

2

32

 

8

5

13

 

Вновь сформ.

 

 

14%

25

5

5

35

18%

Всего

201

10

17

228

100%

221

20

22

263

100% \748\

Для действия в Средиземноморском бассейне в Северной Африке, а также на юго-востоке Европы создана новая группировка военно-воздушных сил численностью 1500 – 2000 самолетов.

Распределение всех германских ВВС видно из следующей таблицы:
 

На 1 октября 1940 г.

На 1 марта 1941 г.

самолетов

самолетов

На Западном фронте

4.000

8.030

На границе с СССР

700

700

Во внутренней части Германии

400

400

В Чехии, Моравии и Словакии

600

400

В Италии, Румынии и Болгарии

 

1.450

Группировка ВВС указывает, что следует ожидать усиления действий германской авиации против метрополии Англии, на океанских коммуникациях ее флота и усиления борьбы с английским флотом в Средиземноморском бассейне.

4. Качественное улучшение боевой техники

Модернизация существующих и строительство новых самолетов в Германии.

В германских ВВС усовершенствования самолетов в основном идут по трем направлениям: увеличению скорости полета, усилению вооружения и повышению живучести самолетов.

В 1940/41 гг. были приняты на вооружение следующие новые типы самолетов:

№№ п/п

Фирма и марка самолета

Фирма, марка и мощность мотора

Максималь-ная скорость км/ч

Вооружение

Примечание

пулем. норм. калиб. шт.

20 мм пушек шт.

 

Истребители:

     

1.

Хейнкель Не-113

Даймлер-Бенц ДВ-601, 1100 л.с.

650

2

1

Принят на вооружение в 1940 г.

2.

Фокке-Вульф ФВ-187

2 ДаймлерБенц ДВ-601, по 1100 л.с.

580

5

1

Принят на вооружение в 1940 г.

3.

Фокке-Вульф ФВ-198

Даймлер-Бенц ДВ-601, 1100 л.с.

600

4

2

Строится в малых сериях

 

Средние бомбардировщики

     

1.

Мессершмитт "Ягуар"

2 ДаймлерБенц ДВ-601, по 1100 л.с.

515

2

3

Бомбовая нагрузка 1200 кг

 

Многомоторные бомбардировщики

     

1.

Фокке-Вульф "Курьер"

2ЮМО-211 по 1200 л. с.

435

  

Принят на вооружение в 1940 г. \749\

Наряду с введением новых типов ведутся работы по усовершенствованию уже состоящих на вооружении самолетов. Так, например, на истребителе Мессершмитт Me-109 было усилено вооружение путем замены двух пулеметов двумя 20-мм пушками. Кроме того, самолеты этого типа использовались в качестве пикирующего бомбардировщика с установкой на них бомбодержателя для подвески 250 кг бомбы.

В результате опыта боевых операций выяснялась необходимость бронирования самолетов, которое применено на истребителях Me-109, бомбардировщиках Мессершмитт "Ягуар", Юнкере Ю-88, Дорнье До-215, а также и на других самолетах. Протектирование бензиновых баков на всех самолетах также явилось результатом боевого опыта.

Самолеты, находящиеся в опытном строительстве.

Истребители.

а) Одноместный истребитель Мессершмитт Ме-115 с мотором ДаймлерБенц ДВ-603 мощностью 1500 – 1700 л.с.

б) Одноместный истребитель Мессершмитт Ме-209 с мотором ДаймлерБенц ДВ-601 мощностью 1100 л.с. Максимальная скорость 650 км/ч, посадочная скорость 160 – 170 км/час.

в) Двухместный двухмоторный истребитель Дорнье До-29. Максимальная скорость самолета 560 км/час.

Средние бомбардировщики.

а) Дорнье До-217 (дальнейшее развитие бомбардировщика До-215) с двумя моторами Даймлер-Бенц ДВ-603, мощностью 1500 – 1700 л.с. каждый. Максимальная скорость 540 км/час. Бомбовая нагрузка 2,5 т.

б) Хейнкель Не-119 (дальнейшее развитие бомбардировщика Не-111) с двумя моторами Даймлер-Бенц ДВ-605 по 2.000 л.с. каждый. Максимальная скорость 480 км/час.

Многомоторные бомбардировщики.

а) Четырехмоторный бомбардировщик Хейнкель Не-177 (или 117). Бомбовая нагрузка 4 т.

б) Четырехмоторный бомбардировщик Мессершмитт. Никаких данных о нем нет.

Авиационные двигатели.

Наибольшее распространение в Германии получили двигатели жидкостного охлаждения, устанавливаемые на всех истребителях и большинстве бомбардировщиков. Все двигатели, за исключением Даймлер-Бенц ДВ-600, с непосредственным вспрыском топлива.

В настоящее время на всех боевых самолетах сухопутной авиации устанавливаются два типа моторов: Даймлер-Бенц ДВ-601 и Юнкере Юмо-211, мощность которых за период 1939 – 41 гг. увеличилась с 1050 – 1100 л.с. до 12001300 л.с.

Опытные серии моторов, выпускаемых для новых самолетов, имеют мощность 1500-1700 л.с. Кроме того, в опытном строительстве находятся более мощные моторы порядка 2000 – 2400 л.с.

Моторы, находящиеся в опытном строительстве.

1. Даймлер-Бенц ДВ-603 (дальнейшее развитие двигателя ДВ-601 1100 л.с.) мощностью 1500 – 1700 л.с. с турбокомпрессором.

2. 24-цилиндровый спаренный х-образный двигатель Даймлер-Бенц ДВ-605, мощностью 2.000 – 2.200 л.с. \750\

3. Карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения БМВ мощностью 1200 л.с.

4. 14-ти цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения БМВ-801-А мощностью до 1600 л.с.

5. 18-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного БМВ6 мощностью до 2000 л.с.

Вооружение.

За последнее время появились новые бронебойные бомбы калибром 1000 – 1800 кг. В остальном в области авиационного вооружения ничего нового в смысле появления новых конструкций нет.

Выводы:

Основными истребителями по-прежнему остаются одноместный истребитель Me-109 и двухместный истребитель Me-110. Основной особенностью последнего является мощное вооружение и большая дальность полета.

В ближайшие один – два года в германских ВВС можно ожидать появления одномоторных истребителей с мощностью моторов 1700 – 2000 л.с. на высоте 6000 – 7000 м.

Если считать, что одновременно с этим произойдет также и дальнейшее улучшение аэродинамики их, то скорость лучших одномоторных истребителей может быть доведена до 700 – 750 км/час.

Основным самолетом бомбардировочной авиации остается средний двухмоторный бомбардировщик. Увеличение скорости этого типа самолетов будет определяться развитием двухместных двухмоторных истребителей с моторами жидкостного охлаждения. Максимальная скорость двухмоторного бомбардировщика в ближайшие один – два года может быть доведена до 600 – 650 км/час. Это увеличение будет достигнуто за счет дальнейшего улучшения аэродинамики самолета и повышения общей мощности моторов до 3000 – 3500 л.с.

Наряду с двухмоторным бомбардировщиком, за последнее время в Германии уделяется большое внимание развитию четырехмоторного бомбардировщика, необходимого для проведения боевых операций в Атлантике и Африке.

Развитие этого типа самолетов обусловлено следующими преимуществами: большая бомбовая нагрузка, возможность использования оружия крупного калибра и большая дальность полета.

Принимая во внимание возможность дальнейшего улучшения аэродинамики этого класса самолетов и наличие в германских ВВС моторов мощностью в 1700 – 2000 л.с., можно предположить, что скорость четырехмоторного бомбардировщика в ближайшие один – два года будет доведена до 550 – 600 км/час.

Учитывая задачи, стоящие перед бомбардировочной, авиацией в современной войне, и эффективность пикирующих бомбардировщиков, можно предполагать, что такой класс бомбардировщиков будет существовать и найдет широкое применение а германских ВВС. Двухмоторный пикирующий бомбардировщик, по-видимому, найдет более широкое применение, т.к. в сравнении с одномоторным он имеет ряд преимуществ, а именно: большая бомбовая нагрузка, лучший обзор и большая горизонтальная скорость.

А. Авиационная промышленность Германии.

В настоящее время в Германии насчитывается следующее количество авиационных заводов. \751\

Самолетостроительные заводы.

Заводов основных германских фирм (включая крупные фирмы, занимавшиеся производством легких самолетов) – 48.

Заводов мелких фирм, производящих самолеты и отдельные части к ним – 51.

Заводов на территории Польши и Чехословакии – 13.

Всего – 112 заводов.

Моторостроительные заводы.

Заводов основных германских моторостроительных фирм (включая заводы, производящие маломощные двигатели) – 40.

Заводов мелких фирм и производящих отдельные детали моторов – 11.

Заводов на территории б.Польши и Чехословакии – 7.

Всего – 58 заводов.

По данным официального органа германского трудового фронта "Флюг унд Верфт" в авиапромышленности Германии к началу военных действий было занято 500.000 человек.

Эта цифра к настоящему времени возросла, по крайней мере, до 750.000 человек.

Из подсчетов отдельных иностранных специалистов следует, что в среднем на каждый выпущенный промышленностью современный самолет приходится 29 человек рабочих в год.

Исходя из этой средней нормы, можно считать, что производственная мощность авиационной промышленности Германии в настоящее время определяется выпуском 25.000 – 30.000 самолетов и около 45.000 – 50.000 моторов в год.

Кроме того, в настоящее время все авиационные заводы, находящиеся на оккупированной немцами территории Франции, Бельгии и Голландии, постепенно включаются в производство боевых самолетов, и за их счет производство самолетов в Германии может быть значительно увеличено. По имеющимся сведениям, часть самолетои моторостроительных заводов на оккупированной территории Франции уже выполняют немецкие заказы.

Б. Современное состояние автобронетанкового вооружения германской армии.

В данный момент на вооружении германской армии остается в основном та же материальная часть, с которой немцы начали операции в Бельгии и во Франции.

Отдельные образцы танков и бронемашин подверглись незначительной модернизации в отношении увеличения вооружения и утолщения брони.

Вновь строящиеся образцы танков также имеют тенденцию к увеличению веса, вооружения и толщины брони.

1. Легкие танки.

а) У легкого танка типа II частично подвергнуты дополнительному бронированию лобовые листы корпуса и подбашенной коробки.

б) На заводах ЧКД для Германии строится легкий танк марки "38-Т", имеющий следующую характеристику:

Вес ок. 10 тн.

Скорость 42 км/час

Вооружение 1 37мм пушка и 2 пулемета

Броня: лобовая 50 мм

башня 30 мм,

бортовая 15 мм, \752\

крыша и дно 8-10 мм

Экипаж 3 человека.

Обращает на себя внимание толщина брони (лобовые листы), могущая противостоять попаданию 45-мм снаряда. Таких танков к концу 1941 г. должно быть построено 1.590.

Данный танк предполагается сделать (с помощью специального деревянного приспособления) плавающим. Танк будет иметь два гребных винта и плавать с максимальной скоростью 12 км/час.

2. Средние танки.

Сведений о постройке новых образцов не имеется. Средний танк типа IV в настоящее время выпускается с 3 пулеметами вместо двух, как это было раньше. Пушечное вооружение прежнее.

3. Тяжелые танки.

По сведениям, требующим дополнительной проверки, немцы начинают строить три новых образца тяжелых танков.

Марка танка

Вес

Вооружение

Броня

Тип V

36 тонн

1 75-мм пушка и 2 пулемета

до 60 мм

Тип VI

45 тонн

1 75-мм пушка, 1 20-мм пушка и 3 пулемета

до 70 мм

Тип VII

90 тонн

1 105-мм пушка, 2 200-мм пушки и 4 пулемета

9

Кроме того, на заводах Рено производится ремонт 72-тонных французских танков, участвовавших в войне на западе.

По сведениям, поступившим в марте мес. с.г. и требующим проверки, на заводах Шкода и Крупна ставится производство 60 и 80 т танков.

4. Бронеавтомобили.

Тяжелый 4-осный бронеавтомобиль выпускается с повышенной толщиной брони: башня – 30 мм, лобовые и бортовые листы корпуса 10-20 мм, в результате чего вес бронемашины увеличился до 10 тонн.

Выводы:

1. Германия постепенно заменяет легкие танки типа II со слабой броней на танки с броней от 25 мм до 50 мм.

2. Средними танками продолжают оставаться танки типа III и IV (модернизированный).

3. Намечаются мероприятия к созданию новых мощных танков.

4. Усиливается броневая защита на бронемашинах.

Танковая промышленность.

Война вызвала быстрый рост производства танков. Завод "Алькет" в Берлине, выпускавший в конце 1939 г. 30 – 40 средних танков в месяц, в 1940 г. освоил производство 100 танков в месяц.

Наиболее крупными заводами по производству танков являются: "Алькет" и "Даймлер-Бенц" в Берлине, "Крупп" в Магдебурге и Эссене, "Миаг" в Брайншвейге, "ЧКД" в Праге, "Шкода" в Пльзене.

Система кооперирования заводов дала возможность предприятиям специализироваться на производстве отдельных агрегатов или деталей для танков, что значительно увеличивает производственные возможности танковой промышленности. \753\

Так, производство броневых корпусов сосредоточено на заводах "Эдельшталь" (Ганновер), "Мительшталь" (Бранденбург) и на заводах "Крупна" в Эссене.

Танковые двигатели и коробки передач поставляют фирмы "Майбах" и "Даймлер-Бенц".

Особенностью танковой промышленности Германии в настоящий момент является ее сравнительно равномерное размещение по стране.

Средняя производительная мощность основных танковых заводов Германии колеблется в пределах 70 – 80 танков в месяц.

Суммарная производственная мощность 18 известных нам в настоящее время заводов Германии (включая Протекторат и Генерал-Губернаторство) определяется в 950 – 1000 танков в месяц.

Имея в виду возможность быстрого развертывания танкового призводства на базе существующих автотракторных заводов (до 15-20 заводов), а также увеличение выпуска танков на заводах с налаженным производством их, можно считать, что Германия в состоянии будет выпускать до 18-20 тысяч танков в год.

При условии использования танковых заводов Франции, расположенных в оккупированной зоне, Германия сможет дополнительно получить до 10.000 танков в год.

Вооружение германской армии бронеавтомобилями не встретит затруднений, т.к. только 3 завода ("Авто-Унион" в Хемнице, "Бюсинг" в Лейпциге, "Даймлер-Бенц" в Штутгарте) выпускают до 750 шт. в месяц.

В. Стрелковое вооружение

1. В ходе войны на вооружение поступил новый 9-мм пистолет-пулемет 38-40 (образца 1938-40 гг.), приспособленный для вооружения парашютистов и экипажей бронемашин и танков.

2. Фирма Зброевка (Протекторат) выполняет для германской армии большой заказ на 15-мм пулеметы, предназначаемые главным образом для стрельбы по зенитным целям.

3. С участием представителей германской армии производятся испытания противотанковых ружей калибра 7, 92, 15 и 16 мм (ружья сконструированы фирмой Зброевка). Испытания имеют цель определить наивыгоднейший калибр ружья для принятия на вооружение.

Г. Артиллерийское вооружение

Батальонная, полковая, дивизионная и корпусная артиллерия особых изменений в результате военных действий не претерпела.

Наибольшие изменения коснулись противотанковой и зенитной артиллерии.

1. Противотанковая артиллерия. Отмечается количественный рост противотанковой артиллерии, увеличение ее калибра и привлечение 20, 37 и 88-мм зенитных орудий для борьбы с танками.

а) В боях на Западе действовали "тяжелые дивизионы истребителей танков" трехротного состава; роты имели по 3 взвода, из них два взвода были вооружены 88-мм зенитными пушками, а третий – 37-мм противотанковыми пушками.

88 мм, кроме борьбы с танками, использовались для подавления ДОТ.

Дивизионы являлись средством главного командования и придавались корпусам или пехотным и танковым дивизиям на главных направлениях.

б) Кроме состоящей на вооружении 37-мм противотанковой пушки, используются и 47-мм пушки Шкода. \754\

в) Имеются сведения об испытаниях 57-мм противотанковой пушки и о проектировании на заводах Крупна, Райнметалл и Шкода 75-мм противотанковой пушки.

г) По сведениям, нуждающимся в проверке, противотанковые дивизионы некоторых танковых дивизий развернуты в противотанковые полки двухдивизионного состава; первый дивизион имеет 3 роты по 12 орудий калибра 37 или 47 мм, а второй дивизион – от 12 до 24 орудий калибра 75 или 88 мм (по-видимому, на вооружении состоят 88-мм зенитные пушки, которые в последующем будут замещены 77-мм противотанковыми пушками).

2. Зенитная артиллерия.

а) Часть 20-мм автоматических пушек, состоящих на вооружении зенитных батарей пехотных дивизий, установлена на полугусеничные тягачи с броневыми щитами.

б) На вооружение этих же зенитных батарей введены счетверенные установки 20-мм автоматических пушек.

в) На вооружение зенитной обороны тыла, наряду с имевшимися 105-мм зен.пушками введены 120-мм зенитные пушки; данных об этих пушках пока не имеется.

3. Штурмовая артиллерия.

В качестве артиллерии сопровождения пехоты при атаках укрепленных позиций и гнезд сопротивления на направлениях главного удара вводятся, пока в виде опыта в моторизованных дивизиях, а затем в танковых и пехотных дивизиях, дивизионы штурмовой артиллерии.

Дивизионы вооружены 75-мм танковыми пушками, установленным на шасси среднего танка III, но с особой башней и бронировкой.

Главная задача этих орудий – уничтожение прямой наводкой огневых точек.

4. Дальнобойная и сверхдальнобойная артиллерия.

Имеются сведения о наличии на вооружении орудий следующих калибров:

– Дальнобойная пушка калибра 210 мм. Дальность стрельбы до 65 – 70 км;

– Сверхдальнобойная пушка калибра 210 мм (типа "Длинной Берты"). Дальность стрельбы до 130 км;

– Орудие на железнодорожной установке калибра 406 мм. Начальная скорость 850 м/сек, дальность стрельбы до 45 км. Известно о наличии 12 таких орудий.

Стрелковая и артиллерийская промышленность.

Конкретных сведений о производственных мощностях германской промышленности по стрелковому и артиллерийскому вооружению, а также по боеприпасам не имеется.

Весьма небезынтересна в этом отношении так называемая "программа Гинденбурга", характеризующая месячную расчетную потребность вооружения и боеприпасов в 1918 г. и их фактическое производство.
 

Производство по программе Гинденбурга (в мес.)

Фактически достигнута производит, (в месяц)

Выполнение программы в процентах

1

2

3

4

Порох

12000 т

14400 т

120

Снаряды

11 млн. шт.

11 млн. шт.

100

Патроны

200 млн. шт.

250 млн. ШТ.

125

Винтовки

200 тыс. шт.

250 тыс. шт.

125 \755\

Пулеметы

7 тыс.шт.

14тыс.шт.

200

Легкие орудия

3 тыс.шт.

2,5тыс.шт.

83

Тяжелые орудия

400

400

100

Как видно из таблицы, германская промышленность сумела перевыполнить эту программу. В настоящее время производственные возможности Германии значительно увеличились в связи с расширением и модернизацией военных предприятий, проведенных за последнее десятилетие в связи с подготовкой Германии к войне.

В настоящее время в Германии (с Протекторатом) насчитывается следующее количество учтенных (фактически, видимо, несколько большее количество) предприятий, производящих стрелковое и артиллерийское вооружение:

заводов матчасти артиллерии 30

заводов стрелкового вооружения 87

заводов арт. и стрел.боеприпасов 40

заводов ВВ и порохов 104

Исходя из этого, сугубо ориентировочная среднемесячная производственная мощность германской стрелково-артиллерийской промышленности может составить:

Винтовок 300тыс.

Пулеметов 20 – 35 тыс.

Танковых и противотанковых пушек 3,5 – 4 тыс.

Орудий полевой, зенитной и тяжелой артиллерии 3-3,5 тыс.

Артиллерийских снарядов 18 – 26 млн.

Патронов 300 млн.

Взрывчатых веществ 35 – 40 тыс.т

Порохов 20 – 25 тыс.т

Во всяком случае можно считать, что германская промышленность в состоянии полностью удовлетворить потребности армии в военное время по всем видам стрелкового и артиллерийского вооружения. Лимитирующим фактором может явиться лишь недостаток сырья.

5. Подготовка Германии к ведению войны химическими средствами

По весьма скудным сведениям, полученным РУ за последнее время, и по тому интересу, который начинает проявлять иностранная печать к вопросу о химической войне, видно, что Германия ведет большую работу по подготовке армии и промышленности к ведению войны химическими средствами.

В период подготовки к решительным операциям на Западе, на заводах фирмы Аиссиг в г.Устье, в Протекторате (эта фирма контролируется германской фирмой "И.Г." Фарбениндустри), немцы снаряжали в больших количествах артиллерийские химические снаряды следующих калибров: 77 мм (560 гр ОВ), 105 мм (1200 гр ОВ) и 150 мм (2300 – 2400 гр ОВ).

В основном снаряды снаряжались ипритом и лишь небольшой процент люизитом. Там же производилось снаряжение осколочно-химических снарядов раздражающими ОВ – стернитом (смесь финилдихлорарсина и дефинилхлорарсином). На этих же заводах заготавливалось большое количество футляров для химических снарядов; футляры должны были якобы снаряжаться новыми, неизвестными ОВ. \756\

По данным, полученным в начале 1941 г., на тех же заводах продолжается снаряжение 100 и 150-мм химических снарядов и авиационных бомб.

В течение 1940 г. военно-химическая промышленность Протектората работала с полной нагрузкой. Грушовский химический завод общества "КарбоНорит-Юнион" за первое полугодие 1940 г. поставил 150 тонн активированного угля для противогазов. Выработка активированного угля на заводе "Хема" к концу первого полугодия 1940 г. доведена до 38 т в месяц. Расширено производство отравляющих веществ на заводе в г.Всетин. Кроме того, для производства ОВ оборудованы предприятия в Бойковицы и Богуславицы (Моравия).

Для снабжения германской армии противогазами заводы фирм "Хема" и "Фатра" работают с полной нагрузкой.

Противогазовые фильтры для этих заводов поставляет фирма "Экгарт" (завод в г.Хотенбори, Чехия). Производительность завода 10-12 тыс. противогазовых фильтров в сутки. Кроме того, фирма "Экгарт" занимается производством новых противогазовых фильтров.

На территории самой Германии многие заводы, производящие ОВ, работают в 2 – 3 смены.

Германские химические лаборатории ведут систематическую работу по изучению различных ОВ.

В феврале 1941 г. поступили сведения, что на оккупированной территории Франции немцы сосредоточивают большие запасы иприта и авиационных химических бомб. В частности, склады с отравляющими веществами и авиахимбомбами обнаружены в Эвре (50 км южнее Руана). Имелись сведения, что над территорией, где расположены химические склады, англичане сбрасывали листовки с предложением населению покинуть эту местность, т.к. они будут бомбить химические склады.

По непроверенным сведениям, отравляющие вещества в больших количествах хранятся на территории Генерал-Губернаторства.

В сентябре 1940 г. впервые отмечен 25-й химический полк, дислоцированный в Варшаве, тогда как раньше германские химические части организационно были сведены в химические дивизионы.

Немецкие войска, направлявшиеся на фронт (даже в Норвегию), снабжались полным комплектом ПХЗ бойца, в том числе и противоипритной накидкой.

По гражданской линии даны специальные указания по строительству убежищ, с обязательным оборудованием в них противохимической защиты. Население Германии в обязательном порядке приобретает противогазы.

Кроме хорошо известных отравляющих веществ, как иприт, люизит, фосген, дифосген, стернит и др., которые состоят на вооружении германской армии, по сведениям, полученным в феврале с.г., немцы в больших количествах изготавляют также мышьяковистый водород – ОВ, от которого все известные нам противогазы (за исключением универсального бельгийского), состоящие на вооружении иностранных армий, не защищают.

Имеются не вполне проверенные сведения, что некоторые части германской пехоты были снабжены новыми противогазами. Исследование противогаза, захваченного союзниками у пленного немца, якобы показало, что немцы считают применение ОВ "более серьезного свойства", чем ожидалось союзниками.

Для массового производства ОВ и средств противохимической защиты Германия располагает вполне достаточной технической и сырьевой базой. \757\

Не имея своего мышьяка, Германия легко может получить его из Швеции, которая по добыче мышьяка занимает первое место в мире. В 1936 г. в Швеции на складах фирмы Болиден лежало 200 тыс. тонн белого мышьяка (предложение мышьяка в течение многих последних лет превышало спрос), что для того времени составляло примерно 300% всего мирового потребления его в год.

Производство больших количеств ОВ в Германии не встретит затруднений, т.к. кроме специальных заводов, ее предприятия анилокрасочной промышленности могут быть легко приспособлены для производства ОВ, как это и было сделано в первую империалистическую войну.

По неполным данным, около 200 немецких фирм изготовляли средства химической войны. К настоящему времени уже учтено не менее 115 – 120 предприятий, изготавливающих средства химического нападения и защиты.

Из указанного количества предприятий около 50 заводов изготовляли ОВ, свыше 20 заводов – другие средства нападения (приборы, шашки, зажигательные вещества и т.д.); свыше 40 заводов изготовляют средства защиты и около 10 заводов заняты производством исходных продуктов, необходимых для изготовления ОВ.

По самым осторожным подсчетам, производственная мощность химической промышленности Германии такова, что в первый же год массового производства ОВ она сможет обеспечить выпуск не менее 200 тыс. тонн различных ОВ.

Производственная мощность предприятий, изготавливающих средства защиты (противогазы, защитную одежду, средства коллективной защиты), вполне достаточна для обеспечения нужд не только армии, но и гражданского населения.

На производство противогазовых масок, защитной одежды и других резиновых изделий в Германии идет главным образом искусственный каучук "Буна" (бутадионнатриевый каучук).

По данным английской печати, производство синтетического каучука в Германии должно было составить в 1940 г. 60 – 80 тыс.тонн (в 1937 г. Германия потребовала каучука около 100 тыс. тонн).

Вывод:

Современное состояние военно-химической подготовки германской армии и промышленности, а также потенциальные возможности военной химии делают возможным массовое применение отравляющих веществ в любой момент.

6. Строительство укреплений и аэродромов

Сразу же после выхода в 1939 г. на линию новой границы с СССР германское командование приступило к расширению своих восточно-прусских укреплений, к модернизации и усовершенствованию бывших польских укреплений на территории Генерал-Губернаторства.

По приграничной полосе В.Пруссии.

К 1 марта 1941 г. имелись сведения о следующем количестве законченных строительством ДОТ:

в районе Клайпеда 6 ДОТ

-"- Тильзит 3 "

-"- Пилкаллен 25 "

-"- Сталлюпенен 8

на участке Пшеросль – Рачки 18 "

-"- Лык-Просткен 13 " \758\

Всего же на участке Клайпеда – Рачки, занимающем по фронту около 300 км, отмечено законченных или находящихся в последней стадии строительства 103 ДОТ, в действительности же их, видимо, больше.

На территории Генерал-Губернаторства.

На территории Генерал-Губернаторства к 1 марта 1941 г. отмечено следующее количество оконченных или находящихся в последней стадии строительства ДОТ (железобетонных и дерево-земляных):

в районе Остроленка – до 60

-"- Варшавы – до 140

-"- Демблин (участок Рыни, Куруа) – 83

-"- Аннополь – 7

Итого: ок. 290 ДОТ.

Выводы:

1. Несмотря на интенсивный характер фортификационных работ, все укрепрайоны, расположенные из территории Генерал-Губернаторства, еще находятся в стадии строительства и для своего завершения потребуют не менее одного года.

2. Наибольшей готовностью обладают укрепления В.Пруссии (Кенигсбергский и Летценский УР), построенные еще до 1939 г. и вновь возведенные укрепления в восточной части Варшавского района, в котором на 1 км фронта приходится до 3 выявленных ДОТ.

3. Отмеченные районы строительства показывают, что германское командование в первую очередь принимает меры к надежному обеспечению в своих руках всех переправ через р.Неман (в В.Пруссии), р.р.Нарев, Вислу и Сан (в Генерал-Губернаторстве).

4. По-видимому, подготовляемый оборонительный рубеж, идущий от Кенигсбергского укрепрайона, выходящий через систему восточно-прусских укреплений к укреплениям средней Вислы (Модлин, Варшава, Демблин) и заканчивающийся в Карпатских предгорьях, германское командование рассматривает как главный оборонительный рубеж.

Аэродромная сеть.

До сентября 1939 г. в В.Пруссии и на территории современного ГенералГубернаторства имелось следующее количество аэродромов: в В.Пруссии 55 аэродромов и 28 посадочных площадок; в Генерал-Губернаторстве – 100 аэродромов и 124 посадочных площадки.

В В.Пруссии и Генерал-Губернаторстве вновь построено, по неполным данным, до 25 аэродромов и до 20 посадочных площадок. Строительство новых аэродромов производится главным образом на направлении Варшава Брест – Литовск, т.е. на стыке ЗапОВО и КОВО (11 аэродромов и 5 площадок). В южной части Генерал-Губернаторства интенсивно строились в районе Замостье 5 -6 аэродромов.

Кроме того, производится расширение существующих аэродромов, выражающееся в увеличении поля, строительстве новых ангаров, подземных бензохранилищ, казарм и бараков, взлетно-посадочных бетонных полос, дренажных работах и проч.

В районе многих стационарных аэродромов выстроены полевые аэродромы и посадочные площадки, тем самым эти стационарные аэродромы превращаются в аэродромные узлы с центральной базой на основном аэродроме. Важнейшими из этих узлов являются: Кенигсберг, Пиллау, Варшава, Краков. \759\

Отмечается усиленное строительство бензохранилищ, большей частью подземных. Крупные подземные бензохранилища обнаружены в Тильзите, Беляны (3 км северо-западнее Варшавы) и в Кенигсберге.

Обнаружены строящиеся подземные ангары на территории В.Пруссии и Генерал-Губернаторства: ст.Сохачево (7 км юго-восточнее гор.Сохачево), Беляны (3 км севере-восточнее Варшавы), Малые Демблицы (под Краковом).

Ряд перелетов авиационных частей, дислоцированных в ГенералГубернаторстве, с одного аэродрома на другой говорит о том, что германское командование усиленно знакомит свои летные кадры с аэродромной сетью в восточной части Германии.

Начальник Разведывательного управления
Генштаба Красной армии
генерал-лейтенант Голиков

ЦА МО РФ. Оп.7237. Д.2. Лл.21-50. Машинопись на специальном бланке. Заверенная копия. Имеются пометы. Отпечатано 8 экземпляров, рассылка не указана.

Обновлено 29.04.2015 19:25

Контакты